МОУ "Удомельская гимназия №3 имени О.Г.Макарова"

Структура элективного курса «Подготовка к государственной итоговой аттестации по биологии» для 9 классов.

 

1. Пояснительная записка.

В 9 классе учащимся предстоит впервые сдавать государственные экзамены – Государственную итоговую аттестацию, которая включает в себя не только биологию 9 класса, но и разделы биологии, изучающиеся с 6 по 8 классы. К сожалению, как показывает опыт, мало кто из учеников помнит, сколько тычинок в цветке у картофеля или кто такой ланцетник. Поэтому целесообразно ввести подготовку к сдаче ГИА.

Поскольку экзамен введен недавно, планирования  подготовки к экзамену нет. Поэтому я сочла необходимым создать программу, которая позволяет повторить основные вопросы курса биологии с 6 по 9 классы.

Курс предназначен для учащихся девятых классов, на изучение требуется 34 часа, предусмотрено 8 тем. Повторяются все темы курса биологии за 6-9 классы. Вопросы взяты из кодификатора ГИА. По каждой теме предусмотрена тестовая проверка.

Биология как наука очень обширна, она включает в себя вопросы, касающиеся изучения всего многообразия живой природы. В школьном курсе реализуется попытка охватить основные разделы этой науки. К сожалению, в данных условиях очень трудно сформировать целостную картину живой природы. Понимание сложности живой материи необходима связь с такими предметами как физика, химия, математика, информатика, история. Находя взаимосвязи между биологическими объектами с помощью сопредельных разделов наук можно попытаться объединить разрозненные данные в целостную систему со всеми взаимосвязями и показать учащимся нашу планету как целостную неделимую систему, частью которой являемся и мы сами.

Цель: повторить все основные разделы школьного курса биологии для получения высоких результатов ГИА. Расширить свое представление о биологии, сформировать целостную картину биологии.

В результате у учащихся сформируется целостная картина живой природы, и они  смогут рассчитывать на высокий балл на экзамене.

Основные виды деятельности учащихся: групповая (лекции), зачетные уроки, тестирование.

2. Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Виды учебной деятельности

1

Биология – наука о живой природе

1

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

2

Клетка как биологическая система

5

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

3

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения.

5

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

4

Многообразие организмов. Животные.

5

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

5

Организм человека

5

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

6

Основы учения о наследственности и изменчивости

5

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

7

Основы эволюции

4

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

8

Основы экологии

3

Лекции, семинары, самостоятельная работа, тестирование

Массовая, индивидуальная

 

3. Краткое содержание программы по темам.

1. Биология – наука о живой природе(1ч.).

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологи­ческих систем; уровни организации живой природы; мето­ды познания живой природы.

 

2. Клетка как биологическая система (5ч.).

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство  строения клеток всех организмов – основа  единства органического мира, доказательства родства живой природы. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме.  Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.  Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз.  Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.  Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Практическое задание: решение задач по синтезу белка и генетическому коду.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: элементный сос­тав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молеку­лы ДНК.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: генетический код; биосинтез белка; строение вируса; строение хромосо­мы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оп­лодотворение у растений и животных; стадии развития за­родыша позвоночного животного; постэмбриональное раз­витие.

 

3. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения (5ч.).

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;  их соподчиненность. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе. Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение, размножение, многообразие и применение растений; строение, размножение, многообразие бактерий, грибов, лишайников.

 

4. Многообразие организмов. Животные (5ч.).

Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.  Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль  в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль  в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение, размножение, многообразие и использование человеком животных.

 

 

 

5. Организм человека (5ч.).

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови.  Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции.  Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение  травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность).  Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные  и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение и особенности тканей человека, строение и функции органов и систем органов человека.

 

6. Основы учения о наследственности и изменчивости (5ч.).

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Закономерности наследственности, их цитологические основы.  Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.  Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т.Моргана.  Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции. Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология,  клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски,  иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; пе­рекрест хромосом; сцепленное наследование; взаимодействие генов; различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследо­вания в области биотехнологии. Гербарный материал злаков с гомологической изменчи­востью (остистые, безостые, высокие, карликовые расте­ния и т. д.).

Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

 

7. Основы эволюционного учения (4ч).

История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Вид, критерии вида. Популяция – единица эволюции. Изоляция. Борьба за существование и естественный отбор. Развитие органического мира. Эволюция человека. Человеческие расы.

Демонстрации.

Схемы, таблицы и фотографии, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: дви­жущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — ди­вергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира; иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя,  палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период); предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); ору­дия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца).

 

8. Основы экологии (3ч.)

Что такое экология? Экологические факторы. Влияние абиотических факторов на организмы. Биотические отношения. Популяция. Сообщества. Экосистемы и биогеоценозы. Развитие биогеоценозов. Агроценозы. Биосфера. Структура и свойства биосферы. Влияние человека на биосферу.

Демонстрации.

Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие экологические фак­торы и их влияние на организмы; различные эко­системы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии; строение биосфе­ры; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода;  биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды.

Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».

 

4.1.  Литература.

1.     Биология. БЭС./Гл. ред. М.С. Гиляров. – М., 1998.

2.     ГИА – 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов, Я.О.Алексеева, Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

3.     Лернер Г.И. ГИА 2008. Биология: Сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо, 2008.

4.     Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник. – М., 2006.

5.     Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников IX класса по биологии в тестовой форме. – Воронеж: ВОИПКРО, 2008.

 

 

4.2. Интернет-материалы

http://www.edu.ru. Российское образование. Федеральный портал.

http://schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php? cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет-ресурсов по биологии.)

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

 

4.3. Диски.

·        1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 2006.

·        Открытая биология. Автор курса – Д.И.Мамонтов. – ООО «Физикон», 2007.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".